НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Опираясь на действующую законодательную базу, термин «непрерывное медицинское образование», или НМО, можно определить, как обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни.

По инициативе Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты и профессиональных медицинских обществ по различным специальностям с 01.12.2013 г. в России стартовал федеральный пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию (НМО) для врачей первичного звена. Пилотный проект "Внедрение НМО" проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России с целью отработки основных принципов внедрения непрерывного медицинского образования.

Основные принципы НМО
- персонифицированность,
- непрерывность, партнерство с профессиональными обществами,
- использование дистанционных технологий,
- ведение врачами персонального отчета (портфолио).


В соответствии с этими принципами, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов.

Внедрение НМО позволит модернизировать существующую систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, что в итоге обеспечит существенное повышение квалификации медицинских кадров.

В рамках этого проекта подготовлены специальные учебные материалы - электронные образовательные модули для дистанционного непрерывного медицинского образования врачей. Для обучения врачей на территории РФ были переведены на русский язык и отредактированы электронные обучающие модули от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED - издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики. Данные модули уже активно используются врачами первичного звена в Великобритании, а также в Австрии, Испании, США, Австралии, Новой Зеландии, ОАЭ и др., всего более чем в 50 странах.

Для России все модули отредактированы ведущими специалистами профессиональных медицинских обществ по различным специальностям, руководителями медицинских вузов, научно-исследовательских учреждений, академиками РАН и РАМН.


Каждый модуль рассчитан на 1 час образовательной активности врача и равен одному кредиту (единицы измерения образовательной активности). Все модули снабжены тестовыми вопросами для контроля полученных знаний и визуальными материалами и рекомендованы для использования в системе НМО Координационным Советом по развитию НМО.

Предпосылки создания НМО
Концепция развития непрерывного медицинского образования в РФ подготовлена во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. No 598, в котором поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников, и в целях реализации положений Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (No323 от 21 ноября 2011 г.). В этом законе установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (статья 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком установленным Минздравом РФ (статья 69). Под аккредитацией понимается разрешительная процедура для продолжения практической деятельности по определённой специальности. При этом в статье 76 обсуждаемого закона написано, что профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке программ повышения квалификации.

Необходимость дальнейшего совершенствования системы медицинского образования, и в частности программ повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, обусловлена также следующими причинами:

1. Неудовлетворительные показатели качества и безопасности медицинской помощи.
Например, по данным ФОМС, до 60% случаев оказания медицинской помощи по результатам проведённой экспертизы качества медицинской помощи имеют дефекты, т.е. почти каждый второй случай. Объективные показатели качества и безопасности медицинской помощи, такие как внутрибольничная летальность, доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационарных условиях, доля пациентов, пролеченных в соответствии со стандартами медицинской помощи в РФ в 2 раза хуже, чем в развитых странах.

2. Неудовлетворённость пациентов качеством и доступностью медицинской помощи.
По данным «Доклада о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2011 г.» таких пациентов – более 2/3.

3. Увеличение объёмов медицинской информации и скорости еë обновления.
По разным оценкам сегодня медицинская информация удваивается почти каждые 3-5 лет.

4. Внедрение в практику новых сложных медицинских технологий
Применение которых требует дополнительных знаний и умений от медицинских работников, в том числе для обеспечения безопасности пациентов.

5. Появление новых высокоэффективных информационных, телекоммуникационных и дистанционных технологий
Внедрение которых в практику медицинского образования снижает издержки и предоставляет дополнительные возможности. А именно: мультимедийность (возможность представлять текст, аудио и видеозаписи), быстрота обновления, тиражирование знаний лучших специалистов на большие территории, использование в удобное для работника время и без отрыва от практической деятельности, а также интерактивность, в том числе дистанционное взаимодействие с преподавателем и другими обучающимися, объективизация учёта и контроля знаний.


Важнейшей предпосылкой для развития НМО в РФ явилось широкое обсуждение общественностью и разработка проекта Федерального закона «Об образовании в РФ». В этом законе предусмотрены следующие нормы в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа):

- Содержание, сроки и длительность обучения по Программам устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с типовой программой (статья 81).Эта типовая программа утверждается Минздравом РФ и должна учитывать требования профессиональных стандартов и квалификационные требования к специалистам. С учётом положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (статья 73) профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке таких типовых программ.
- Обучение может осуществляться посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, прохождения практик, а также посредством сетевых форм обучения, в порядке, установленном образовательной Программой и (или) договором об образовании, в том числе поэтапно (статья 81).


Сетевой принцип реализации образовательных программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (статья 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и (или) виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.), которые могут предоставляться не только образовательными организациями.

В организации учебного процесса предусмотрена кредитно-модульная система (статья 14). Это означает, что оценка трудоёмкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям), может учитываться в зачётных единицах (кредитах).

В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
(статья 16). Причём соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.

Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путём проведения профессионально-общественной аккредитации программ и видов учебной деятельности (статья 100).

Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются: готовность Национальной медицинской палаты (НМП) и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».

Цели НМО
Обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями. К 2018 г. необходимо достигнуть следующих значений этих показателей:

- Соответствие проводимого лечения пациентов клиническим рекомендациям профессиональных медицинских обществ (некоммерческих организаций) – не менее 90%.

- Доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационаре – не более 4%.

- Доля пациентов, завивших о медицинской ошибке во время лечения – не более 5%.

- Стандартизованный (по полу, возрасту, диагнозу и длительности пребывания в стационаре) коэффициент летальности или отношение фактической летальности к установленной – не менее 85%.

- Доля пациентов, госпитализированных в стационар, лечение которых можно было бы организовать в амбулаторных условиях – не более 5%.

- Доля пациентов, получивших на приёме у врача первичного звена рекомендации по ведению здорового образа жизни – не менее 90%.

- Снижение доли случаев, в которых выявлены дефекты по результатам экспертизы качества медицинской помощи – не более 20%.

- Снижение доли случаев расхождения диагнозов по результатам патологоанатомических вскрытий в первичном звене – не более 10%.

- Повышение удовлетворённости пациентов качеством медицинской помощи с 33 до 60% к 2018 г.

- Приведение квалификации медицинских и фармацевтических работников к международным стандартам к 2018 г.

Источники:
«Проект концепции развития непрерывного медицинского образования (НМО) с участием профессиональных медицинских организаций в РФ»